С 6 по 18 декабря в Челябинске пройдет 27-й молодежный интеллектуальный форум «Шаг в будущее». Это масштабная национальная программа по выявлению одаренных детей и по внеучебной подготовке молодых ученых и изобретателей.
Ее участники со 2-го по 11-й классы состязаются в ряде интеллектуальных конкурсов — исследователей, экспериментаторов, изобретателей, интеллектуалов, эрудитов, реферативных работ, оригами и других. По результатам состязаний ежегодно кубками и дипломами награждаются лучшие школы и лучшие ученики. В дальнейшем они поедут на всероссийский форум «Шаг в будущее» в Москву, Всероссийскую олимпиаду молодых исследователей «Созвездие», а также на Балтийский научно-инженерный конкурс. О том, какими школьными изобретениями регион может похвастаться и как тренировать мозги маленьких гениев, рассказывает бессменный руководитель программы «Шаг в будущее — Созвездие НТТМ», изобретатель, патентовед, лауреат премии президента РФ в области образования Евгений Кузьмин.
Дивергентная задачка
— Евгений Николаевич, программа «Шаг в будущее» наряду с центром «Сколково» была признана одним из главных инновационных проектов России. В то же время далеко не каждый регион может похвастаться ее наличием. А насколько она развита на Южном Урале?
— Вы правы. Программы нет в соседнем Екатеринбурге, точнее, в нее там включена лишь одна школа, слабо представлена она в Кургане, вовсе отсутствует в Башкирии. В свою очередь, в Челябинской области в нее включены почти 8 тысяч учеников. Это 97 школ из Челябинска и учебные заведения из других населенных пунктов области. По охвату детей данной программой Челябинская область один из лидеров в стране. А зародился проект «Шаг в будущее» в Москве на базе МВТУ (МГТУ) имени Н.Э. Баумана в 1991 году. Они и по сей день являются основным ее российским координатором. Как я решился дать росток этому проекту в Челябинске? История немного забавная. В то время я занимался изобретательской деятельностью, заведовал патентной службой ЧПИ (ныне ЮУрГУ). И тут Челябинск просто взорвало известие, что у нас построят школу ЮНЕСКО, инициатором которой в то непростое время был Владимир Солодов, прошедший стажировку в Германии в этом направлении. И мне предложили поработать в ней, поучаствовать в воспитании нового человека. Я оформил всю документацию для перевода, ушел из вуза, только вот школу к назначенному времени построить не успели… В итоге на первое время открыли в соседнем детсаду два первых класса и поручили мне вести у них уроки по развитию творчества и изобретательности из области ТРИЗ-образования. Я был в шоке. До сих пор преподавал старшеклассникам, студентам, инженерам, преподавателями вузов, а тут малыши. Пришлось им на примере разных сказок (и волки сыты, и овцы целы) преподавать технологию решения изобретательских задач — ТРИЗ. Это задачи дивергентного характера, не имеющие логического решения. Это когда одновременно объект горячий и холодный, длинный и короткий. Постепенно ребята изучают целую систему приемов разрешения противоречий — меняется их мировоззрение, мысли идут другим ходом, формируется стержень творческого человека, исследователя. Сначала приведу пример для первого класса. Как раз когда школу ЮНЕСКО (сейчас это 104-я школа) все-таки построили, в нее выстроилась очередь из детей, которые хотели бы в ней учиться. И мы набирали их по месту жительства, а также отбирали лучших со всего города по интеллектуальным способностям с помощью тестов. К примеру, я их просил бросить теннисный мячик так, чтобы он пролетел короткую дистанцию, остановился и полетел к тебе обратно, при этом о стенку стучать нельзя, и ты находишься один в комнате. Не все сообразили, что нужно бросить его вверх. Были и другие хитроумные вопросы. В итоге отобранные ребята потом показывали просто феноменальные результаты в обучении. Я в этой школе проработал 7 лет, так в первом выпуске бывших первоклассников было 20 серебряных медалистов и 20 золотых! Видя, как можно развить интеллект ребят с малых лет с помощью ТРИЗ, я принял участие в разработке всероссийской интеллектуальной программы «Шаг в будущее» и параллельно создавал ее в регионе. Областным ее координатором выступил ЮУрГУ. Сейчас программа сильно разрослась и включает целый комплекс мероприятий. Но конкурс ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) в ней, безусловно, по-прежнему существует. В этом году он пройдет как раз в 104-й школе.
Вот вам задача прошлых лет, уже сложнее, для ребят постарше. Когда наши военные уже выходили из Афганистана, им дали последнее задание: высота занята противниками, снимите их оттуда. Но если десант сбросят с самолета, то огневые точки противника их всех перестреляют еще в воздухе, а если не высадить десант, то не занять высоту. Есть в ТРИЗ целая система правил для решения таких задач. Многие наши школьники верным путем пришли к выводу: нужно сбросить муляж, по которому противник откроет огонь и выдаст все свои огневые точки, которые следующим ударом будут уничтожены. А следующий реальный десант возьмет высоту. Такие задачи развивают изобретательность и хитроумие. Интересно, что хитроумием, как правило, вооружены троечники, чтобы выкручиваться на экзаменах. Но если знаниями системы ТРИЗ вооружить отличников, то они будут на голову выше. Порой знания тормозят их воображение.
— Как вы можете оценить научный потенциал подрастающего поколения? Появились у нас за 27 лет звездочки, будущие ученые?
— На фоне других регионов мы выглядим очень неплохо. Если не брать в счет в Москву, то из субъектов с нами только Мурманская область может потягаться. Мы всегда в тройке лидеров на всероссийском этапе программы. Оттуда мы привезли 13 командных научных Кубков России и три Суперкубка. Это очень неплохие результаты и, думаю, многое скажут о научном потенциале нашей молодежи. Среди челябинских школ лидеры программы — 77-й лицей, 104-я школа, гимназия № 23, лицей № 37. Среди городов области — Златоуст и Копейск.